Глава 1     Глава 2     Глава 3     Глава 4     Глава 5     Глава 6     Глава 7   

Магия в управлении

Глава 1 Магия и культура в науке



Когда-то мир был иным, совсем иным. В мире было волшебство, и жили волшебники, чародеи и маги. И в этом никто не сомневался! Только вдумайтесь в это НИКТО!

Оно означает, что все люди знали, что среди них есть вол­шебники и мир полон чудес. Они видели его волшебным!

Это не моя фантазия, это этнографический факт. Первобыт­ное общество живет в волшебном мире. Или, как принято гово­рить у этнографов и антропологов, народная культура была куль­турой магической.

Что такое магия? И что такое культура? Сейчас эти иност­ранные по происхождению слова стали для нас настолько привычными, что мы даже и не задумываемся над ними. Но в те времена, когда культура наших предков была магической, они не знали ни слова «культура», ни слова «магия».

Если бы я писал эту работу как историк или антрополог, я мог бы привести несколько определений этих понятий, как это обычно и делается. Но я пишу ее как психолог. По сути, это при­кладное психологическое исследование в рамках культурно-исто­рической школы психологии. И меня интересуют не определения и не соответствие написанного мною каким-то канонам одной из научных школ. Мне хочется понять самого себя и свою тягу к чуду...

Вы не замечали за собой подобного? Иногда хочется покоя, иногда вкусненького и почти всегда чего-нибудь волшебного? Значит, тяга к чуду является явной составляющей моей личнос­ти. Почему? И откуда она взялась? Может, это культура у меня такая? И что такое чудо, волшебство по моим представлениям? И если это культура, то совпадают ли мои представления о Ма­гии с вашими представлениями?

Лет пятнадцать назад, разъезжая по деревням Владимирщины в поисках народных ремесел как самостийный этнограф, среди потомков офеней, то есть коробейников, я столкнулся с колду­нами. Настоящими, живыми и кое-что могущими. «Кто могет, тот и маг!» — сказал мне один из них, когда я спросил, была ли на Руси магия. До этого я в них не верил. После этого перестал верить, потому что начал знать и даже мочь кое-что. Несколько нет я, что называется, занимался полевыми сборами. А по сути, изучал и учился. Попросту говоря, лез во все, во что меня запи­хивали старики. Потом они начали уходить, и в девяносто первом году я остался наедине со своими записями.

Но уже в том же году я начал о них рассказывать и провел первый семинар по Неведомой русской культуре. Пожалуй, я рас­сказывал людям лишь то, что чудо возможно.

В итоге вокруг меня собралась, как это говорится, группа энтузиастов, которая захотела реконструировать и возродить ку­сочек утраченной народной культуры. Мы создали Учебный центр традиционной русской культуры и принялись за прикладную этнопсихологическую работу, потому что не видели другого ин­струмента для исследования этого явления, кроме психологии. Многие из нас тут же поступили на психфаки, чтобы стать про­фессиональными психологами.

По ходу учебы выяснилось, что академическая психология по преимуществу наука описательная, а не объяснительная. Мы начали поиск действенных направлений внутри психологии и остановились на родившемся когда-то в России, а теперь пере­кочевавшем в Америку направлении, которое называется куль­турно-исторической психологией.

    Введение 2
    В этом ключе мы защищали свои дипломы и в этом ключе мы ведем экспериментальную работу почти десять лет. Культурно-историческая психология зарождалась в Советской России как противопоставление мар...
    Введение 3
    А не можешь — разберусь сам! Юношеский максимализм и множество юношеских глупос­тей. Нас даже начали называть язычниками и сектантами за то, что мы лезли реконструировать любые этнопсихологические...
    Введение 4
    Сейчас, в современном мире, можно создавать успешное пред­приятие или сеть предприятий, что уже близко к понятию мик­роэкономики или экономики сообщества, на основе западного менеджмента. Он явно...
    Введение 5
    А для того, чтобы это не осталось лишь пожеланием, мы, с одной стороны, затеяли глубокое исследование понятия «Разум», а с другой — создали искусственное условие, которое договори­лись считать исх...
    Введение 6
    Вот это и есть решение. Наиболее прибыльным и одновремен­но требующим наименьших капиталовложений делом сегодня яв­ляется программирование. К тому же в нашей среде в то время было немало программи...
    Магия и культура в науке
    Большинство исследований магии сделано этнографами и антропологами. Психологи очень редко обращались к этой теме, вероятно, потому, что люди, владеющие магией, редко встреча­ются психологам. А мож...
    Магия и культура в науке 2
    Вместе с тем на этой ступени нерасчлененного реально-магического действия не существует еще для нас пробле­мы магического. Магическое действие, как таковое, начинает сознаваться с момента расчлене...
    Магия и культура в науке 3
    Малиновский до этого вопроса не дошел. Хотя при этом он пошел дальше господствовавшего в первой трети двадцатого века среди этнологов мнения, что «наука рождается из опыта, а ма­гия создается трад...
    Магия и культура в науке 4
    Сразу оговорюсь, и магия и культура меня интересуют ис­ключительно как психолога, а в этой книге как прикладного психолога. Иначе говоря, мне нужны лишь самые простые и обоб­щенные определения, чт...
    Магия и культура в науке 5
    По сути, это очень близко к выражению, имеющемуся в «Сло­ве о полку Игореве», где говорится о «свычаях и обычаях». Мой дед, большой любитель «Слова» и этимологических игр, писал, что и то и другое...
    Магия и культура в науке 6
    Получается, культура — это то, что с помощью соответствую­щих образов переводит сознание человека в состояние, отличное от природного или дикого. Я не отказываю в данном случае материальным проявл...
    Магия и культура в науке 7
    — Одежда — это ты или это твоя одежда? — мрачно пере­спросил он. — Моя. — Мозоха! В огонь! И для того, чтобы я смог осознать в этот миг, что если я смог сказать про одежду, что она моя, значит, он...
    Магия и культура в науке 8
    И это только в первый миг после вопроса я посчитал, что вопрос в точности такой же, как предыдущие, и от него можно отшутиться. Затем я вспомнил эту Декартовскую мысль, от нее потянулась цепочка к...
    Магия и культура в науке 9
    Однако остается вопрос, что же такое мана, эта безличная сила магии, которая предположительно господствует во всех фор­мах ранних верований?» Малиновский отнюдь не так определенно разделяет мнение...
    Немного истории и этнографии
    Как я уже сказал, я вел свои собственные этнографические сборы на территории так называемого Верхневолжья. Эта мест­ность между Шуей, Ковровом и Суздалем — древнейшие рус­ские земли, входившие уже...
    Немного истории и этнографии 2
    Этот эксперимент по созданию сильной культуры, позволя­ющей существовать сильному государству, был перенесен варя­гами из вольнолюбивого Новгорода на иную почву. В далекий полянский Киев. Каким-то...
    Немного истории и этнографии 3
    Ибо кто молвит: Бога люблю, а брата своего (Олег — двою­родный брат Владимира. — В.К.) не люблю, — ложь это. И еще: Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец наш Небесный... Гос...
    Немного истории и этнографии 4
    Маленький кусочек из рассказа владимирца о Владимирщине: «Исследователи этого единственного в своем роде памятника искусства (Дмитровского собора) подсчитали, сколько и каких изображений поместили...
    Немного истории и этнографии 5
    Не верю, что все так просто. Кажется мне, что от такого обще-ii венного явления, как офени, наука просто отмахнулась. У нее, конечно, были для этого оправдания. Слишком много было уте­ряно, и слиш...
    Немного истории и этнографии 6
    И предприятие, и общество вообще мазыки рассматривали как своего рода систему иерархически увязанных мест, которую называли Столом. Стол тут, очевидно, имелся в виду тот, за которым сидят гости на...
    Немного истории и этнографии 7
    Однако когда доходит до дела, вся эта ясность улетучивается. Улетучивается потому, что обычно люди предпочитают из­брать одно определённое положение и исходить всегда только из него. Одни предпочи...
    Немного истории и этнографии 8
    Вся видимость распределения по должностям в Сбрани — это условности, о которых сбраны договорились для чужих. Настоящие же наши места соотносятся между собой, как спи­цы в колесе. В настоящей Арте...
    Немного истории и этнографии 9
    Изнеможение, как вы, наверное, уже догадываетесь, и считалось у мазыков тем пределом, за которым начинается Подвиг. Л Дыхания соответствуют Потам, которые «с тебя сходят во вре­мя работы». Как пом...
    Немного истории и этнографии 10
    Как определить объем договорного труда? Да просто спросив у самих людей, которых ты подряжаешь, что они посчитают правильной работой, в соответствии с их представлениями о подоб­ном труде. Естеств...
    Возможность постановки экспериментов в Культурно-исторической психологии
    Психология, в своем стремлении стать точной наукой, давно взяла, как ей кажется, на вооружение эксперимент. На самом деле то, что известно нам как психологические эксперименты, до последнего време...
    Возможность постановки экспериментов 2
    Эксперимент, как дает это Словарь иностранных слов, проис­ходит от латинского «проба», «опыт» — 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющ...
    Возможность постановки экспериментов 3
    Но классификация научных экспериментов — это только часть того, что сделал Бэкон. Сам он довольно скептически относился к бессмысленному экспериментированию. В той же работе он за­явил и важнейшее...
    Возможность постановки экспериментов 4
    Этот впервые установленный Руссо методологический закон, положивший начало антропологии, помогает преодолеть то, что на первый взгляд можно счесть двойным парадоксом: Руссо, предлагая изучать люде...
    Возможность постановки экспериментов 5
    Декарт считал, что от внутреннего мира человека можно не­посредственно переходить к внешнему миру, упуская из виду, что между этими двумя крайностями стояли общества и цивили­зации, иначе говоря,...
    Постановка экспериментов. Артель
    Повторю еще раз: несмотря на определенное убеждение ант­ропологов и культурологов, что эксперимент — это орудие ис­ключительно естественных наук, он вполне доступен и гумани­тариям. И когда мы как...
    Постановка экспериментов 2
    Поэтому начали мы с того, что я выступил в роли Хозяина дома, который хочет то ли накормить детей, то ли провести еже­годный общинный праздник поедания ухи, то ли запустить в постоянную работу рад...
    Постановка экспериментов 3
    Найденный мною начальник Отдела кадров тут же нашёл основных работников — Управляющего производством и Руко­водителя школы. Управляющий производством Тимофей сделал заявку на то, какие работники е...
    Игры
    Итак, экспериментальное изучение русской народной куль­туры производилось нами на протяжении примерно десяти лет. Опыты эти мы называли по-русски единственным подходящим к случаю исконным словом,...
    Игры 2
    Четвертое правило, которое было выведено нами, но про­звучало ещё у учившего меня Дядьки: Победу надо готовить. Проще говоря, к делу надо готовиться. Снасти надо чинить и оснащать заранее. И, кром...
    Игры 3
    Победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Ве­зет только дуракам. Именно тебе обязательно не повезет. Хотя бы потому, что, начиная предпринимательство, ты должен под­готовиться так хоро...
    Игры 4
    Почему сделать, почему не просто работать на чьем-то пред­приятии? Потому что однажды ты должен заняться своей мечтой и, значит, отдаться ей целиком. Это возможно, только если у тебя такой источни...





Книжный магазин