с тем на этой ступени



Вместе с тем на этой ступени нерасчлененного реально-магического действия не существует еще для нас пробле­мы магического. Магическое действие, как таковое, начинает сознаваться с момента расчленения представления о вещах, со времени возникновения представлений о сверхъестественном в противоположность таковых о реальном. Магическое действие, возникшее на почве владения орудиями, оставаясь по существу по-прежнему действием, получает теперь свое обособленное значение в свете применения его к объекту не только реальному, но и нереальному. Вполне понятно, что и первичное понятие о сверхъестественном должно было иметь формы, очень близкие к реальному, и последнее в свою очередь было очень расплывчато в своих очертаниях, но тем не менее, раз обособившись, и то и другое в дальнейшем начали разви­ваться самостоятельными путями. Таким образом, проблема ма­гического в нашем понимании связывается с проблемой раздво­ения человеческих представлений о внешнем мире. На почве этого раздвоения вырастают два параллельных мира, мир реальных предметов и мир двойников».

По сути, Сидоров говорит здесь о том, как рождается наше мышление. Это стоило бы разобрать подробнее, но, поскольку он был последователем академика Марра, это не такая уж про­стая задача. Поэтому я просто приведу несколько выдержек из рассказа Малиновского о том, как занимаются земледелием ме­ланезийские туземцы:

«...вся эта деятельность перемежается магией, целый ряд об­рядов выполняется на огородах каждый год в строгих последова­тельности и порядке. Поскольку руководство земледельческими работами находится в руках знахаря, а ритуальная и практичес­кая деятельность тесно связаны, постольку при поверхностном наблюдении может показаться, что мистическое и рациональ­ное поведение так переплетены, что их результаты не диффе­ренцируются туземцами, поэтому их невозможно разграничить и при научном анализе. Так ли это на самом деле?»

Конечно, нет, отвечает Малиновский. Туземец всегда пре­красно различает труд и магию и прекрасно знает, где надо тру­диться, а где колдовать.

«Несомненно, туземцы считают, что магия абсолютно необ­ходима для плодородия их огородов. Что бы произошло без нее, никто не может точно сказать, ибо ни один огород никогда не закладывался без ритуала, несмотря на почти тридцатилетнее европейское правление, миссионерскую деятельность и более чем столетний контакт с белыми торговцами. Не освященный, зало­женный без магии огород, вне всякого сомнения, будет подвер­жен разного рода напастям, нашествиям паразитов, проливным не по сезону дождям, набегам диких кабанов, налетам саранчи и т.п. Однако означает ли это, что все свои успехи туземцы припи­сывают исключительно магии? Конечно же, нет».

Точно так же любой туземец прекрасно видит, когда человек выступает в роли знахаря или колдуна, а когда в роли руководи­теля работ.

«То, что было сказано относительно обработки земли, соот­ветствует любому другому из множества видов деятельности, в которых работа и магия идут рука об руку и никогда не смешива­ются», — завершает свое рассуждение Малиновский.

На первый взгляд, создается впечатление, что он как бы оп­ровергает утверждения Сидорова. Однако на самом деле Сидоров просто шире. Сидоров не случайно назвал свою работу психоло­гической. Да, он видит, что на каком-то культурно-историче­ском этапе первобытный человек прекрасно различает деятель­ность и магию. Но он идет дальше и задается вопросом: а всегда ли так было? А если нет, то как было в самом начале, при за­рождении мышления?


Содержание раздела