с этим интересны два вопроса.



В связи с этим интересны два вопроса. Первый — какова же причина этих смертей? Даже если мы допустим, что причина магическая, вопрос остается в силе: а каким образом магия пе­редает такое воздействие, что человек умирает.
Второй вопрос заключен в последующих словах Мосса:
«Отмеченные факты хорошо известны во многих так называ­емых низших цивилизациях, но редки или отсутствуют в наших. Это связано с их отчетливо выраженным социальным характе­ром, так как они явно зависят от присутствия или отсутствия некоторых специфических институтов и верований, исчезнув­ших у нас: магии, запретов и табу и т. п.».
Вопрос тут таков: если эти, можно сказать, всеобщие для «низших» культур явления не узнаются нами в окружающей нас культуре, то исчезли ли они в действительности? Ведь ни о ка­ком исчезновении запретов, к примеру, на самом деле говорить не приходится. И «табу» исчезают у нас лишь в том виде, в каком они существовали в тех обществах. А это значит, что они и не исчезали у нас, их у нас просто не было. А было нечто иное. Но равноценное!
Потому что сила общественной жизни во всех обществах рав­на, хотя и проявляется по-разному. Просто потому, что она рав­на силе жизни людей, составляющих общество. А у людей разных народов она примерно равна, как мы знаем.
Следовательно, вполне правомочен вопрос: если нечто сход­ное существовало в нашей культуре раньше, а теперь как бы ушло, то на что мы его заменили?
Как вы догадываетесь, я, конечно же, выдвигаю гипотезу, что вся сила подобных орудий общественного воздействия на личность в современных обществах перешла в те самые Правила и Образцы поведения, которые мы изучаем в науке Управления.
Из этого предположения следует, что сами эти способы воз­действия или орудия общественного управления личностями должны быть чрезвычайно действенны, на уровне с внушенной смертью первобытных.
И тогда естественно возникает вопрос о той «прямой связи между физическим, психологическим и моральным, то есть со­циальным». Мосс в 1926 году, отвечая на этот вопрос, приводил объяснения некоего доктора Голди, которые сам считал уже не­сколько устаревшими по форме:
«Эта столь часто наблюдавшаяся фаталистическая тенденция, ...приводящая к смерти после более или менее длительного пери­ода глубокой депрессии, сопровождаемой отсутствием желания жить, обусловлена последствиями суеверного страха, воздейству­ющего на чрезвычайно чувствительную нервную систему».

Содержание раздела