При таком подходе, выгнать того,



При таком подходе, выгнать того, кто предал себя — это подчас единственный способ помочь ему обрести цельность. Пусть это соображение облегчит ваши действия на посту Руководителя.

На Любках это видно ярче. Когда ты ведешь Любки, тот, кто постоянно нарушает договор и из Любков перескакивает в звер­ки, калечит остальных. Это можно наглядно показать. И Руководителю проще на этом примере научиться безжалостно выгонять таких людей, потому что боль и вред тут очевидны, а он в Люб­ках гораздо больше ощущает себя Полководцем, чем на Пред­приятии.

А это значит, он ощущает себя тем, кем не правит общест­венное мнение. Когда начинается война, есть только одна цель — победить, чтобы выжила Родина. И больше нет цели занять дос­тойное место в обществе. А это значит, что, когда ты в состоя­нии Полководца, для тебя имеет значение только жизнь и здо­ровье людей, с которыми ты идешь в бой, потому что от них зависит победа. И никакого общественного мнения! Никакого озирания на то, что скажут зрители и свидетели. Это сложно, это так сложно... Это так же сложно, как решение жить для себя.

Итак, я думаю, что сейчас уже довольно отчетливо заметен первый психологический сбой, мешающий нам побеждать в жизни, да и просто жить, который был заметен по нашим американским гостям: согласившись изучать Науку полководца, сказав мне «да», они, условно говоря, обманули, то есть поступили так, как это пред­писывала им их культура — их воспитание и образование: они не приняли это «да» как действительность, не начали его исполнять сразу и однозначно. Предпочли сначала присмотреться, походить туристами.

Это было вполне возможно, но об этом надо было заключить другой договор, уточняющий их «да». Он заключен не был, пото­му что сам собой разумелся для американца: американец, еду­щий в другую страну не по делам правительства или бизнеса, — всегда турист. Он об этом знает, поэтому об этом должен знать весь мир.

В народной психологии такие убеждения имели свое наиме­нование — «настоятель». То, что стоит перед внутренним взором вместо действительности. Об этом тоже подробнее рассказывает­ся в Науке мышления, которая отчитывается как особый курс в Училище народной культуры. По сути же, это выражение того, что американцы — дети по своему психологическому состоянию. Они искренне верят, что спасают мир и считают, что все чело­вечество должно их любить, восхищаться и знать. И это в первую очередь. Учеба и взаимодействие только после того, как получе­но восхищение.

Первейшее условие совместной деятельности, делающее ее воз­можной, — научиться передоговариваться, перезак­лючать договора, если ошибся или не продумал всего заранее!

Второе нарушение договоров, которое они сделали, не так оче­видно, хотя очень важно из него извлечь урок. Возможно, что на своих, привычных, не на американцах, его бы и вообще не уда­лось рассмотреть.

Когда я говорил, что на этом семинаре мы будем изучать посвя­щение полководца, то я заключал договор на две вещи, на два вида действий: на изучение полководчества и на учебу, как основу любого изучения.

Именно этот как бы скрытый за само собой разумеющимся договор и не смогли рассмотреть. А ведь, по сути, он составляет как бы следующую иерархическую ступень по отношению к любой теме, которую мы можем рассматривать на наших семинарах: полковод-чество ли это, Любки ли, народная психология или психотерапия. И уж тем более, такое ответственное дело, как создание экономики.

Научиться учиться, может быть, важнее всего в начале дви­жения. Это очень высокая цель, потому что она позволяет дости­гать вообще любые цели.


Содержание раздела