и экономика только кажутся противоположностями


 

Война и экономика только кажутся противоположностями друг друга. В мифологическом мышлении они служат чему-то та­кому, что едино в глазах всего общества. Они различные, но впол­не достойные средства достижения богатства. Но богатство, соб­ственность — это лишь знак, которым боги отмечают того, кто обладает большей жизненной силой. Прямо и непосредственно понятие чести перетекает в этих обществах в войну.

«Политический статус индивидов в братствах и кланах, ран­ги разного рода достигаются "войной имуществ", — пишет Мосс и добавляет к этому в сноске. — Об имущественной войне смот­ри песнопение Маа: "Мы сражаемся с помощью имущества"».

Экономика — это тоже своего рода война или боевое искус­ство.

Как удавалось Дядьке сохранять в чистоте это первобытное видение мира, я не знаю, но получалось у него, что Руководи­тель — это тот же Полководец. И воплотить образцы, созданные Начальником, он может только своими людьми, то есть полка­ми. Посмотрите на эти русские слова. Кажется, немногие замеча­ли их сущностное сходство. А ведь и Полководец, и Руководитель водят. Водят людей. Некоторым кажется, что Руководитель водит руками. Это насмешка, родившаяся в советскую эпоху. Руководи­тель водит за руку, водит рукой полки.

Полки — это орудия победы полководца, его инструменты, как предприятия — орудия Руководителя. Орудия же надо гото­вить, как и победу. В отношении полков, то есть людей,— это уче­ба. Полки надо учить. Вот главная задача Руководителя на пред­приятии. Тяжело в ученье — легко в бою. Чему учить? И с чего начать?

Это вопрос вопросов. Можно прекрасно подготовить армию и потерпеть поражение, потому что начал не с того. Как это ни странно, но умение владеть оружием и умение сражаться — это последнее дело в подготовке войска. Этому люди должны были научиться еще раньше, изучая путь Бойца. Точно так же и уме­ние не сдаваться и умение учиться должно быть освоено или хотя бы понято и принято при изучении пути Воина.

При изучении пути Полководца, то есть Науки побеждать, первое, что изучается ~ это преданность, а затем — управление, дееспособность и взаимодействие.

Именно в такой последовательности, иначе можно обучить людей взаимодействию, и все войско, хорошо взаимодействуя, перейдет на службу к другому.

Но преданность не изучается как необходимость быть верным господину, хозяину. Если это и приходит, то как бы попутно. Там же, где это исходит как требование от главаря, дело превра­щается или в банду, мафию, или в феодальное государство. И все это стоит на крови, на страхе смерти.


Содержание раздела