Психология безопасности труда

Влияние мотивации на безопасность деятельности


В подразд. 7.1 был упомянут мотив, как фактор, который, наряду с потребностью, обуславливает выбор цели деятельности. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает одно из важнейших мест.

Происхождение термина «мотив» одни авторы связывают с латинским словом movere — приводить в движение, толкать,

101

другие — с французским motif — побуждение. В психологической литературе он используется для определения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. А поскольку эти явления и состояния могут иметь различную природу, то мотивы часто рассматривают как эквивалент весьма различных психологических понятий: потребности, влечения, установки, инстинкты и пр.

Активности всегда сопутствуют эмоции (не существует неэмоциональных мотивов), поэтому мотив связывают с эмоциями, а иногда просто отождествляют с ними.

Если, как мы рассматривали выше, потребность — это побудитель деятельности (к примеру, двигатель, приводящий автомобиль в движение), то мотив — это направляющая и контролирующая сила этой деятельности (к примеру, как руль управления движением автомобиля).

В то же время без мотивов деятельность тоже возможна. Но тогда это уже будет немотивированное (неуправляемое) поведение, движимое только потребностями.

Людям свойственно руководствоваться не отдельными, а несколькими мотивами, действовать под влиянием не единичных, а ряда потребностей, и все эти побудители, вместе взятые, создают сложный комплекс факторов, движущих и направляющих деятельность человека. Для понимания причин нарушения правил охраны труда и несчастных случаев необходимо раскрыть мотивы такого поведения. А выявив эти мотивы и те объективные побудители, которые стоят за ними, можно искать практические пути (мероприятия) для устранения или уменьшения воздействия факторов, порождающих нежелательную мотивацию и нарушения безопасности труда.

В психологии безопасности труда рассматриваются следующие мотивы трудовой деятельности: выгода, безопасность, удобства, удовлетворенность, нивелирование в трудовом коллективе.


Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. Различают материальную выгоду (заработная плата, премиальные, оплата совмещения, доплаты за неблагоприятные условия труда, различные надбавки и пр.) и социальную выгоду (самоутверждение, престиж, профессиональная гордость и др.).

Мотив безопасности заключается в избежании опасностей, возникающих в процессе труда: физических повреждений,

102

материального ущерба, социальной опасности, морального ущерба (см. подразд. 3.1).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Как отмечалось, эти способы выработаны навыками. Вместе с тем, опасно ради удобства пренебрегать средствами индивидуальной защиты.



Мотив удовлетворенности находит отражение в получении удовольствия от результата и процесса труда. Он может возникать от достигнутого результата, ценностных критериев, профессиональной гордости и т. д.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данном рабочем (трудовом) коллективе — в стремлении быть не хуже других. Причем человек не ждет ни награды, ни наказания.

Все мотивы в той или иной мере присутствуют в трудовой деятельности каждого рабочего. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных рабочих далеко не одинаковы. Подобная иерархия мотивов, вместе с иерархией потребностей, отражает то динамическое ядро личности, которое можно определить как ее направленность. Показателем же места того или иного мотива в общей мотивации является, прежде всего, его сила по сравнению с силой других трудовых мотивов. Поэтому при анализе поведения человека приходится выявлять не только ведущие мотивы, но и их относительную силу, выделять мотив наибольшей интенсивности.

На силе действия мотива отражается степень осознанности и ясности объекта мотивации, которые повышают волевые усилия и активность организма и усиливают силу мотива к достижению этого объекта мотивации.



Так, если рабочий недостаточно четко представляет опасность своего труда, а поэтому недостаточно ясно осознает пользу СИЗ и правил охраны труда, то сила его мотивации к использованию этих средств и выполнению правил будет невысокой. В результате в его поведении в данном труде будет детерминировать не мотив безопасности, а другие мотивы.

На силу мотива оказывает влияние и навык, вырабатывая навыки по соблюдению мер безопасности, рабочий, тем самым,

103

усиливает собственную мотивацию к выполнению правил.

Усилению некоторых мотивов способствует исходная притягательность их предметов. А притягательные предметы человеку свойственно идеализировать, что способствует еще большему усилению устремлений к этим предметам, а иногда делает их объектом других мотивов.

Под влиянием усиленной мотивации может нарушиться адекватность восприятия, и человек может воспринять ситуацию такой, какой хотел бы ее видеть, а не такой, какой она является в действительности.

К тому же, под влиянием сильного мотива, который понижает дифференцирующую способность по отношению к окружающим действиям, человек может принять желаемое за действительное. Произойдет ошибочная оценка ситуации и возможен несчастный случай.

Еще об одном психологическом эффекте. Под влиянием сильной мотивации событие, которое является нежелательным, кажется менее вероятным, чем оно есть на самом деле. Это обстоятельство тоже может послужить одной из причин несчастного случая.

Таким образом, мы отметили целый ряд объективных причин усиления отдельных мотивов, а также некоторые психологические эффекты, возникающие под воздействием сильной мотивации. Все эти факторы способны- непосредственно влиять на безопасность труда.

На предпочтение мотива успеха или избежания неудачи влияет и ценностная ориентировка личности. В основе стремления добиться успеха может лежать особое качество личности, проявляющееся в желании самому испытать или утвердиться во мнении о своей ценности (честолюбие). Это — «ориентация на Я», где мотив стремления к успеху обычно преобладает над мотивом избежания неудачи, характеризующая людей-индивидуалистов.



В противоположность ей существует личностная позиция — «ориентация на задачу», в которой проявляется стремление добиться объективных социально ценных результатов. Здесь мотив избежания неудачи превалирует над мотивом достижения цели. Это характеризует людей-коллективистов.

Рассматривая различные вопросы влияния мотивации на безопасность деятельности, нельзя забывать и о проявлениях подстановки ложного мотива вместо фактического с целью сохранения удобной программы действий. Люди в подобных ситуациях

104

часто глубоко верят, будто выдуманный или замещающий мотив действительно направляет их деятельность и порой, даже вопреки логике, не хотят (а иногда и не могут) признать фактический мотив, который играет основную роль в их поведении. С подобным приходится сталкиваться и при анализе психологических причин нарушения правил безопасности и несчастных случаев.

Интерес представляет и вопрос о конфликтах мотивов.

Если формально оценить влияние различных правил и инструкций по безопасности на процесс труда, то все они, ограждая рабочего от опасности, одновременно налагают соответствующие ограничения на его действия и поведение. Не будь этих правил, рабочий волен был бы выполнять действие любым способом, который он сочтет в данный момент выгодным и удобным для себя.

Аналогично и СИЗ ограждают рабочего от опасности и при этом в той или иной мере ограничивают свободу его действий.

Выполнение правил безопасности и использование СИЗ должно органически вписываться в технологический процесс. Тогда ограничения сводятся к минимуму и будет достигнута гармония. Если слияния действий по выполнению технологического процесса с действиями по обеспечению безопасности не удается достичь, то между этими двумя функциями возникает конфликт мотивов выгоды (удобства) и безопасности.

Пример: рабочий штампует мелкие детали и устанавливает их под штамп пинцетом. А ведь рукой ему их устанавливать проще, но опаснее.

Возможные варианты действий рабочего:

1) действия строго по правилам с использованием пинцета.


Шансы меньшей выработки и меньшего заработка — 100%, шансы несчастного случая — 0%;

2) надежда на свой опыт и внимание, пренебрежение правилами, установка деталей под штамп непосредственно рукой. Шансы большей выработки и заработка — 100%, шансы несчастного случая — 5…10%.

При таком положении вещей второй вариант для отдельных рабочих может оказаться более привлекательным, поскольку он гарантирует большую выгоду при незначительных шансах опасности. Это сиюминутная выгода чревата травмой.

105

Как толкует психология, градиент выгоды становится выше градиента опасности, и это способствует выбору второй стратегии. Происходит это потому, что получаемая с полной определенностью выгода (большая выработка) реализуется здесь же, в процессе работы, а вероятность опасности возникает как нечто, связанное с будущим. То есть имеются объективные причины, делающие мотив выгоды более предпочтительным по сравнению с мотивом безопасности.

Существуют и другие факторы, усиливающие для рабочего притягательность второго, опасного варианта поведения. Дело в том, что высокая производительность труда постоянно и разнообразно поощряется (высокая оплата, моральное поощрение и т. д.). Это усиливает мотив выгоды. А мотив безопасной работы практически не поощряется — безопасная работа считается само собой разумеющейся нормой, обязанностью рабочего. Часто у рабочего вырабатываются навыки действовать с нарушениями правил — это удобно для него (например, быстрая езда на автомобиле).

Конечно, подобные нарушения будут оставаться безнаказанными до поры до времени, пока с рабочим не произойдет несчастье.

Пути подкрепления и усиления мотива безопасности:

1) материальное и моральное поощрение за безопасный труд;

2) создание соответствующей безопасной техники;

3) организация необходимых условий труда, при которых нарушение правил стало бы в принципе невозможными т. п.

106

101 :: 102 :: 103 :: 104 :: 105 :: 106 :: Содержание


Содержание раздела