Психология безопасности труда

Психология безопасного поведения


Проблемы психологии безопасного поведения человека рассматриваются в таких науках, как физиология труда, инженерная психология, психология безопасности труда и др.

Исходя из естественных предпосылок и на основе разработок указанных наук при организации трудового процесса предполагается, что бинарная система «человек — производственная среда» должна быть безопасной, чтобы обеспечить ненанесение ущерба здоровью человека.

Организм человека является целостным образованием органов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой. Они образуют естественную систему защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Но такая защита от опасностей, представленная анализаторами и функциональными системами, не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы.

Поэтому необходимы и искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать такие системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать возможности и особенности человека, а также его роль и место в системе безопасности. В этой системе он может выполнять три роли:

— являться объектом защиты;

— выступать средством обеспечения безопасности;

— сам может быть источником опасности.

Природой человек наделен следующими анализаторами: а) зрительным, б) слуховым, в) болевым, г) тактильным, д) обонятельным; е) вкусовым, ж) температурным, з) гравитационным и др.

19

Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Сигналы от рецептора (глаз, кожа, вестибулярный аппарат и пр.) поступают в кору головного мозга с определенной скоростью.

К психофизиологическим факторам, приводящим к опасности и влияющим на травматизм, относятся те или иные аномалии рецепторов, что может вызвать нарушение нормального функционирования анализаторов и неадекватные реакции, мыслительные процессы, поведенческие действия в процессе труда.

Охарактеризуем в данной связи ряд анализаторов.

Зрение — это способность воспринимать величину, форму и цвет предметов, их взаимное расположение, расстояние между ними.


Глаз реагирует на излучение с длиной волн 0,38 — 0,78 мк. К основным травматогенным свойствам органов зрения принято относить отклонения от нормального восприятия: цветовую слепоту и дальтонизм, куриную слепоту, световую адаптацию, зрительную иллюзию, стробоскопический эффект.

Цветовая слепота — это такой вид расстройства зрения, когда возникает полная или частичная потеря восприятия цвета. В таких случаях человек воспринимает предметы всех цветов как серые. Дальтонизм — это частный случай цветовой слепоты. Дальтоники не различают обычно «красный и зеленый, а реже — желтый и фиолетовый цвета. По данным физиологов, дальтонизмом страдают 8% мужчин и 5% женщин. Определение дальтонизма имеет важное значение при профотборе лиц для работы на транспорте и ряде производств.

Различие цветов основано на спектральной чувствительности глаза. Наибольшая чувствительность (K?=1) достигается при длине волны ? = 554 нм, т. е. при желтой части спектра. Поэтому знаки, предметы и другие элементы, которые необходимо подчеркнуть или выделить, желательно окрашивать в желтый цвет, например, как одежду или жилеты у путейских рабочих, дворников и др.

Куриная слепота — это заболевание, проявляющееся в ухудшении зрения при сумеречном освещении и в полной его потере в темноте, что приводит к полной или частичной утрате или искажению информации, поступающей в сознание человека.

20

Адаптация — это привыкание зрения в условиях резкой смены освещенности, которое длится в течение определенного времени.

Зрительные иллюзии — это искаженное восприятие предметов специфических форм и цвета. К ним относят:

а) иллюзии, возникшие в результате эффекта иррадиации, т. е. превышение размеров белых предметов по отношению к равновеликим черным;

б) переоценка метрических свойств вертикальных линий по отношению к горизонтальным;

в) переоценка величины острых углов, вследствие чего горизонтальные линии кажутся непараллельными;

г) иллюзия Мюллер — Лайера, состоящая в кажущейся разнице длин отрезков с остриями на концах, расположенных вне и внутри отрезка.



Стробоскопический эффект — это зрительное восприятие быстровращающегося предмета как неподвижного или вращающегося в противоположную сторону, что может привести к механическим травмам работника.

Слух — это способность организма человека воспринимать звуковые раздражения. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой колебаний в диапазоне 16 Гц — 20 кГц. Основным травматогенным свойством является глухота, которая приводит к следующим неприятным последствиям:

а) неточное определение источника шума;

б) несвоевременное и неправильное распознавание звукового сигнала;

в) отсутствие восприятия звукового раздражителя.

Осязание — это способность организма определять наличие предмета, его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности. К травматогенным свойствам осязания относятся:

а) отсутствие болевого ощущения при контакте с агрессивной средой;

б) невосприимчивость при контакте с гравитационными телами;

в) пониженное сопротивление кожных покровов к действию электротока.

Обоняние — восприятие запахов с помощью рецепторов, расположенных в носоглотке. К нарушениям обоняния, приводящим к травматогенным ситуациям, относятся:

а) аносмия — полная или частичная утрата обоняния;

б) повышенная обонятельная чувствительность.

21

Чувство гравитации — это восприятие организмом положения и движения тела, а также его равновесия с помощью вестибулярного аппарата. Основное нарушение связано с потерей ориентации в положении тела.

К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройства: а) мышления, б) памяти, в) восприятия, г) внимания, д) эмоционально-волевой сферы.

В структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют следующие компоненты: психические процессы, свойства, состояния.

22

19 :: 20 :: 21 :: 22 :: Содержание


Содержание раздела